Burger
«Здесь нет индустрии»: 6 молодых казанских режиссеров — о своих фильмах
опубликовано — 24.10.2016
logo

«Здесь нет индустрии»: 6 молодых казанских режиссеров — о своих фильмах

Мулла-экуменист, афганская травма, холокост и другие сюжеты нового татарстанского кино

На прошлой неделе мы составили список воображаемых хитов регионального проката, которые могли бы быть сняты в Казани, если бы мечты властей о превращении города в федеральный центр киноиндустрии не входили в жесткое противоречие с реальностью. Увы, пока что молодые режиссеры продолжают снимать в условиях нехватки средств, времени и оборудования, но это не повод пренебрегать их творчеством, напротив, большинство отечественных шедевров делалось «на коленке», а не в дорогих павильонах. «Инде» поговорил с шестью молодыми режиссерами об их фильмах, каннских амбициях и проблемах с киноиндустрией в Татарстане.

Александр Ширманов

25 лет

Выпускник сразу трех учебных заведений — КХУ имени Фешина, КГУКИ и киношколы Александра Митты, Ширманов начинал с рекламного ролика для компании «Татнефтепродукт», а сейчас снимает драматичный короткий метр о Второй мировой. Средства на съемки фильма «На рассвете в конце июня» Ширманов собирает краудфандингом. После трех короткометражек планирует взяться за свой первый полнометражный фильм.

С самого начала я понимал, что реклама — это подготовка к кино. Реклама дисциплинирует: ты должен рассказать историю в узких временных рамках. Я, конечно, не имею в виду ролики, где герои разглядывают в магазине йогурт.

К написанию сценария «На рассвете в конце июня» меня подтолкнуло посещение мемориала холокоста в Берлине. Я прошелся среди этих плит, каждая из которых символизирует три тысячи убитых евреев, и мне стало страшно от мысли, что война может начаться и сейчас — мир полон глупых конфликтов. Главные герои моего фильма — дети, мне хотелось рассказать о несбывшихся мечтах и несостоявшемся детстве , об искуплении и о том, что в то время героем становился тот, кто не хотел им быть. Для меня этот фильм — попытка напомнить людям об ужасе войны, о том, что привычный мир может быть разрушен на поколения вперед.

Главная проблема кино в Татарстане в том, что здесь нет индустрии. Чтобы ее наладить, нужно привлекать инвесторов, убеждать их в своих идеях и опыте. Единственный шанс для начинающего режиссера — это собрать команду единомышленников; единственный шанс снять хорошее кино — учиться и снимать.

Конкуренции в казанском кино нет. Конкуренция подразумевает борьбу, а я наблюдаю обратное: молодые кинематографисты скорее помогут друг другу, чем будут вставлять палки в колеса. Нет смысла конкурировать между собой, потому что нет рынка. Конкурировать остается только с Москвой и миром, вот это уже вызов.

Тизер-трейлер «На рассвете в конце июня»

Софья Силкина

24 года

Студентка Московской школы нового кино с двумя актерскими дипломами и неуемным желанием снимать. Была актрисой в Москве и Казани. В этом году Силкина вернулась в Москву, где закончила дебютный фильм «Зайчик», который сейчас участвует в молодежной программе американского фестиваля независимого кино Sundance. Желание снять клип для татарского эстрадного исполнителя у Софьи соседствует с нескрываемой любовью к Альфреду Хичкоку, Луису Бунюэлю и Отару Иоселиани.

Мне всегда нравилось наблюдать, как меняются люди, приехавшие в столицу. Москва меняет их отношения с коллегами, родителями и школьными друзьями в родных городах. Мне стало интересно попробовать залезть в голову такому персонажу, покопаться в его одиночестве и довести это до абсурда. Об этом мой дебютный фильм «Зайчик». Герой фильма — молодой гоповатый инженер из Подмосковья. Он не может интегрироваться в московское офисное сообщество и однажды решает убежать с работы. Он набредает на детскую площадку, где под звуки того, что мы назвали «Офисной симфонией» (нарастающие звуки принтеров и прочих звуков офиса), находит на карусели детские колготки, которые напоминают ему о детстве. Это вдохновляет его стать «зайчиком»: с колготками на голове он пускается в небольшую одиссею по Москве.

Мне нравится работать с цветом и окружающей средой. Люблю экспериментировать с шумами и монтажом и обожаю натурные съемки, потому что город может дать тебе такое, что не придумает ни один, даже самый крутой художник-постановщик.

Удивительно, но в Москве дешевле арендовать оборудование, чем в Казани. Причина этого — отсутствие конкуренции. В Казани мне удалось найти всего одно место, где можно целенаправленно взять всю необходимую для съемок технику. И, конечно, это было дороже, чем могло бы быть в Москве.

Казани не хватает сценариев на локальные темы. Индустрия начинается с массового кино и сериалов: ситком про состарившихся членов ОПГ с Первых Горок, историческая комедия про конкурирующих лавочников на Проломной — что-то понятное всем, но глубже, чем «торговец эчпочмаками съел особенный пирожок и теперь мстит».

Бэкстейдж фильма «Зайчик»

Азат Садыйков

24 года

Выпускник КАИ Азат Садыйков никогда не планировал заниматься кино, но заболел съемками после исполнения главной роли в курсовом фильме друга-режиссера. Отсутствие профильного режиссерского образования не помешало фильму Садыйкова «Булган бар!» попасть на Казанский Международный фестиваль мусульманского кино. Обучался в ульяновской киношколе у продюсера Владимира Кильбурга («Антикиллер») и режиссера Дмитрия Боголюбова («Интерны»).

После нескольких любительских работ я взялся за «Булган бар!». Он на татарском языке. Я думал снять его ради опыта, но по мере подготовки к съемкам масштабы проекта выросли. Собрали профессиональную команду: оператор-постановщик Эльнар Мухамедьяров, который учился в голливудской киношколе и на данный момент снимает фильмы в Лос-Анджелесе; осветитель Равиль Мухамедьянов; Альберт Исмаил — талантливый композитор; профессиональные актеры.

Никакой поддержки со стороны не было, все пришлось находить и доставать самому. И дело даже не в финансах, а в организационной помощи: получить разрешение на съемки, достать материалы и т.п. Мне отказывали либо игнорировали. Но нам удалось довести фильм до конца. Думаю, как продюсер картины я справился с задачей, хотя у меня есть вопросы к себе как к режиссеру.

В Казани много компаний, занимающихся видеосъемкой, и мы все друг другу помогаем. Но, несмотря на это, в регионе нет налаженной индустрии. Поэтому зачастую сложно найти идею, за которой последуют энтузиасты (на случай, если бюджет минимальный), или такую идею, на который найдется достойный бюджет (на случай, если он оправдан).

Сейчас я работаю над комбинированным клипом, где главный герой погружается в мультипликационный мир. Работа над этим проектом ведется уже три месяца. У меня нет запланированных проектов в будущем. Хочу просто снимать, чтобы набраться опыта и профессионализма. Это может быть и фильм, и клип, и реклама.

Руслан Валеев

23 года

Новоиспеченный выпускник Казанского государственного университета культуры и искусств поразил жюри документального конкурса КМФМК своим дипломным фильмом «З/К», за который получил приз в своей номинации. Валеев далеко не новичок: за время учебы снял 10 фильмов, как документальных, так и игровых, которые участвовали в конкурсах и фестивалях студенческого кино и получали призы.

Главная героиня «З/К» — женщина, которая работала медсестрой в кабульском госпитале во время афганской войны. Она попала в Афганистан по повестке из военкомата. После ужасов войны она столкнулась с безразличием, бюрократизмом чиновников, равнодушием, косыми взглядами и эгоизмом коллег на работе. Идею подсказал мой друг Александр. Он хотел снять сцену, как женщина приходит на рынок и со слезами слушает, как поют афганские ветераны. Мы сняли ее, после я предложил Саше развить это в целый фильм. Потом, уже на стадии разработки сценарного плана, я узнал, что она — мама Саши. Съемки шли долго, мы не сразу нашли подходящую для темы форму, да и героиня не сразу согласилась. Узнав о том, что у нас горит дипломный фильм, она согласилась с условием: мы снимем с ней лишь одно интервью, так как ей больно вспоминать прошлое. Двухчасовое интервью стало стержнем фильма.

Я люблю Кристофера Нолана. Он снимает качественное, неглупое массовое кино. Из документалистов мне нравятся работы Виктора Косаковского, Виталия Манского, Марины Разбежкиной и Сергея Дворцевого.

Все, кто чего-то достигает в Казани, уезжают в Москву или Санкт-Петербург. У нас нет отлаженной системы производства кино: мало снимают, потому нет спроса. Грустно, что молодежь уезжает, потому что казанские коммерческие фильмы, на которые выделяют бюджет, довольно среднего качества и это напрямую связано с нехваткой людей.

В долгосрочной перспективе хочу переехать в Москву. Думаю, что работа в большой кинокомпании, пусть даже на низшей должности, поможет развиваться в профессии.

Рустам Рашитов

26 лет

Уроженец башкирского города Нефтекамска Рустам Рашитов получил известность после пилотной серии татарского сериала «Айсылу». За время учебы в Казанском институте культуры снял 10 короткометражных фильмов. Как и все режиссеры, во время учебы пережил период подражания другим режиссерам. Выпустился с дипломным фильмом «Все говорят „прощай“» по произведению американского писателя Дэйва Эггерса.

Моим полноценным дебютом стала «Айсылу». Сейчас от идеи сериала отказались. Вместо этого планируется полнометражный фильм. «Айсылу» получила зрительское признание: картину показали в Москве, Латвии и Австралии.

Сейчас я работаю над экранизацией повести татарского писателя Аделя Кутуя «Неотосланные письма». Все мои мысли заняты этим фильмом — я не думаю о том, что буду делать после, да и времени на это нет. На днях выйдет первый тизер фильма. Также на этапе постпродакшна находится короткометражный фильм «Лотерея» с актером Качаловского театра Михаилом Галицким в главной роли.

Я не люблю говорить о проблемах кинопроизводства в Казани. Проблем много и о них кричат на каждом углу. Я сторонник того, чтобы больше снимать, а не говорить. К счастью, моя съемочная группа — это не только большие профессионалы, но и мои близкие друзья. И я не перестаю удивляться, сколько талантливых и интересных людей меня окружает. И то, что такие люди есть и работают в кино, дает надежду на возрождение кинематографа в Татарстане.

Ильшат Рахимбай

28 лет

Клипмейкер и режиссер, хорошо известный татарским исполнителям, неоднократно побеждал на республиканских и всероссийских кинофестивалях. Его фильм «Гастарбайтер» участвовал в фестивалях в Испании, Дании, Хорватии, Бразилии, Греции, Дубае, России. Рахимбай участвовал также в создании видеоряда к спектаклю Камаловского театра «Меня зовут Красный» по роману турецкого писателя Орхана Памука.

В этом году я решил полностью сконцентрироваться на работе в кино. Сейчас в работе два короткометражных фильма. Первый из них, «Не верю», о девушке — фанатке театра Камала, влюбленной в актера, второй — «Представь» — про родных братьев, муллу и священника. Именно его я считаю приоритетным. Сейчас мы на этапе постпродакшна. Параллельно ищем средства на полный метр по этой же истории — в ней мулла окажется перед выбором: будет ли он служить только своей религии или же будет помогать постигать Бога всем людям, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Толчком к сценарию «Представь» стал случай, произошедший на КМФМК 2015 года. Представитель ДУМ РТ вышел поздравлять участников; он был странно одет: длинный черный чапан с белым воротничком, как у католического священника, и чалма. Это образ засел у меня в голове, и из этого выросла история. Я презентовал сценарий на разных питчингах, мы попадали в шорт-листы. В итоге продюсер Александр Шульгин согласился помочь с бюджетом для старта фильма. Когда мы закончим со съемками в декабре, я думаю отправить «Представь» на Каннский фестиваль.

Если человек чувствует в себе силу, то нужно просто делать. В Татарстане нет единой кинополитики. Есть небольшие гранты Министерства культуры, но их недостаточно для качественной работы. Иногда бывает, что люди готовы пойти за одной лишь хорошей идеей, причем это могут быть люди не только из Татарстана.

В Казани нет профессиональных кинокадров. Мы все учимся делать кино в процессе, и, возможно, это делает нас сильнее. Но в этом году я наблюдаю бум кино в Казани: сейчас параллельно снимают несколько интересных проектов. Возможно, в следующем году в республике появится здоровая конкуренция и зрители увидят наши фильмы на больших экранах.

Фото: Lex Averyanov, Анастасия Шаронова, Леа Вельтман; предоставлены героями материала